-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в lugrich

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) ÷арство_ улинарии јрт_ алейдоскоп

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.05.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10691

  истории лапт€ на –уси

¬оскресенье, 08 январ€ 2012 г. 23:29 + в цитатник

   истории лапт€ на –уси
¬ начале XX века –оссию еще нередко называли страной «лапотной», вкладыва€ в это пон€тие оттенок примитива и отсталости. Ћапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населени€. » неслучайно. ¬с€ русска€ деревн€, за исключением —ибири и казачьих районов, круглый год ходила в лапт€х.  азалось бы, что сложного несЄт в себе тема истори€ лапт€? ј между тем даже точное врем€ по€влени€ лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.

ѕрин€то считать, что лапти – один из самых древних видов обуви. ¬о вс€ком случае, кост€ные кочедыки – крючки дл€ плетени€ лаптей – археологи наход€т даже на неолитических сто€нках. Ќе дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?

Ўирокое распространение плетеной обуви породило неверо€тное разнообразие ее сортов и фасонов, завис€щих, прежде всего, от сырь€, использованного в работе. ј плели лапти из коры и подкорь€ многих лиственных деревьев: липы, березы, в€за, дуба, ракиты и т.д. ¬ зависимости от материала и плетена€ обувь называлась по-разному: берест€ники, в€зовики, дубовики, ракитники … —амыми прочными и м€гкими в этом р€ду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Ќередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: п€терик, шестерик, семерик. ¬ семь лык обычно плели зимние лапти, хот€ бывали экземпл€ры, где количество лык доходило до двенадцати. ƒл€ прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, дл€ чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. — этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). ƒл€ праздничного выхода предназначались писаные в€зовые лапти из тонкого лыка с черными шерст€ными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепл€ющей на ногах лапти) или в€зовые красноватые семерики. ƒл€ осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

ќбувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. ћодели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Ћапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса – волос€нники. “акую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
 

  истории лапт€ на –уси
¬енецианов ј. √. ћальчик, надевающий лапти

“ехника плетени€ лаптей была тоже очень разнообразной.   примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – пр€мое плетение, или «пр€ма€ решетка». ≈сли на ”краине и в Ѕелоруссии лапти начинали плести с носка, то русские кресть€не делали заплетку с задника. “ак что о месте по€влени€ той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Ќапример, дл€ московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). —еверный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. ћордовские лапти, распространенные в Ќижегородской и ѕензенской губерни€х, плели из в€зового лыка. √оловки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

–едко кто в кресть€нской среде не умел плести лапти. —охранилось описание этого промысла в —имбирской губернии, где лыкодеры отправл€лись в лес целыми артел€ми. «а дес€тину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. —нимали лыко специальным дерев€нным пырком, оставл€€ совершенно голый ствол. Ћучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускатьс€ первые листочки, поэтому чаще всего така€ операци€ губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).

“щательно сн€тые лыки затем зав€зывали по сотн€м в пучки и хранили в сен€х или на чердаке. ѕеред плетением лаптей лыко в течение суток об€зательно отмачивали в теплой воде. «атем кору соскабливали, оставл€€ луб. »з воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось приблизительно 300 пар лаптей. ќ скорости плетени€ лаптей различные источники говор€т по-разному: от двух до дес€ти пар в день.



  истории лапт€ на –уси

ƒл€ плетени€ лапт€ нужна была дерев€нна€ колодка и, как уже говорилось, кост€ной или железный крючок – кочедык. ќсобого навыка требовало плетение зап€тника, где сводились все лыки. —в€зать петли старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лапт€ и не трудили ноги на одну сторону. ≈сть легенда, что сам ѕетр I училс€ плести лапти и что сплетенный им образец хранилс€ среди его вещей в Ёрмитаже еще в начале прошлого (XX) столети€.

—апоги, отличавшиес€ от лаптей удобством, красотой и прочностью, дл€ большинства крепостных кресть€н были недоступны. ¬от и обходились лапт€ми. ќ недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «¬ дорогу идти, п€теры лапти сплести». «имой мужик носил одни лапти не более дес€ти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дн€.

∆изнь кресть€н-лапотников описана многими русскими классиками. ¬ рассказе «’орь и  алиныч» ».—. “ургенев противопоставл€ет орловскому мужику калужского оброчного кресть€нина: «ќрловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, гл€дит исподлобь€, живет в др€нных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимаетс€, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, гл€дит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах».

 ак видим, даже дл€ зажиточного кресть€нина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. —воеобразный знаковый смысл кожаной обуви дл€ кресть€нина подчеркивает и другой наш писатель, ƒ.Ќ. ћамин-—ибир€к: «—апоги дл€ мужика самый соблазнительный предмет… Ќикака€ друга€ часть мужицкого костюма не пользуетс€ такой симпатией, как именно сапог». ј между тем кожана€ обувь ценилась не дешево. ¬ 1838 году на Ќижегородской €рмарке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые кресть€нские сапоги стоили в ту пору не менее п€ти-шести рублей. ƒл€ кресть€нина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи, а в иных местах и более (одна четверть равн€лась почти 210 литрам сыпучих веществ).

≈ще во врем€ √ражданской войны (1918-1920) в лапт€х ходила бoльша€ часть  расной армии. »х заготовкой занималась чрезвычайна€ комисси€ („≈ ¬јЋјѕ), снабжавша€ солдат вал€ной обувью и лапт€ми.

¬ письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него – «лапотник» впервые встречаетс€ в «ѕовести временных лет» (в Ћаврентьевской летописи): «¬ лето 6493 (985 год.), иде ¬олодимеръ на Ѕолгары съ ƒобрынею съ уемъ своимъ въ ладь€х, а “орки берегомъ приведе на конихъ, и победи Ѕолгары. –ече ƒобрын€ ¬олодимеру: съгл€дахъ колодникъ оже вси въ сапозехъ, сим дани нам не да€ти, поидем искать лапотников. » сотвори ¬олодимеръ с Ѕолгары миръ …» ¬ другом письменном источнике эпохи ƒревней –уси, «—лове ƒаниила «аточника», термин «лыченица» как название вида плетеной обуви противопоставл€етс€ сапогу: «Ћучше бы ми нога сво€ видети в лыченицы в дому твоемъ, нежели в червлене сапозе в бо€рском дворе».

»сторики, однако, знают, что названи€ вещей, известных по письменным источникам, не всегда совпадают с теми предметами, которые соответствуют этим терминам сегодн€.   примеру, «сарафаном» в XVI веке называли верхнюю мужскую одежду в виде кафтана, а «ширинкой» именовали богато вышитый шейный платок.

»нтересную статью по истории лапт€ опубликовал современный петербургский археолог ј.¬.  урбатов, который предлагает рассматривать историю лапт€ не с точки зрени€ филолога, а с позиций историка материальной культуры. —сыла€сь на накопленные за последнее врем€ археологические материалы и расширившуюс€ лингвистическую базу, он пересматривает выводы, высказанные финским исследователем прошлого века ».—. ¬ахросом в очень интересной монографии «Ќаименование обуви в русском €зыке».



  истории лапт€ на –уси

¬ частности,  урбатов пытаетс€ доказать, что плетена€ обувь начала распростран€тьс€ в –оссии не ранее XVI века. Ѕолее того, мнение об изначальном преобладании лаптей среди сельских жителей он относит к мифологизации истории, как, впрочем, и социальное объ€снение этого €влени€ следствием чрезвычайной бедности кресть€нства. Ёти представлени€ сложились, по мнению автора статьи, в среде образованной части российского общества лишь в XVIII веке.

» действительно, в опубликованных материалах, посв€щенных широкомасштабным археологическим исследовани€м в Ќовгороде, —тарой Ћадоге, ѕолоцке и других русских городах, где был зафиксирован культурный слой, синхронный «ѕовести временных лет», не обнаружено следов плетеной обуви. ј как же найденные при раскопках кост€ные кочедыки? ќни могли, по мнению автора статьи, использоватьс€ дл€ иных целей – дл€ плетени€ берест€ных коробов или рыболовных сетей. ¬ городских сло€х, подчеркивает исследователь, лапти по€вл€ютс€ не ранее рубежа XV-XVI веков.

—ледующий довод автора: изображени€ обутых в лапти нет ни на иконах, ни на фресках, ни в миниатюрах лицевого свода. —ама€ ранн€€ миниатюра, где показан обутый в лапти кресть€нин,– сцена пахоты из «∆ити€ —ерги€ –адонежского», но оно датируетс€ началом XVI века.   этому же времени относ€тс€ сведени€ писцовых книг, где впервые упоминаютс€ «лапотники», то есть ремесленники, зан€тые изготовлением лаптей на продажу. ¬ трудах иностранных авторов, посещавших –оссию, первое упоминание о лыковой обуви, относ€щеес€ к середине XVII столети€, ј.  урбатов находит у некоего Ќиколааса ¬итсена.

Ќельз€ не сказать и об оригинальной, на мой взгл€д, трактовке, которую дает  урбатов раннесредневековым письменным источникам, где впервые речь идет о лапт€х. Ёто, например, приведенный выше отрывок из «ѕовести временных лет», где ƒобрын€ дает ¬ладимиру совет «поискать лапотников». ј.¬.  урбатов объ€сн€ет его не бедностью лапотников, противопоставленных богатым пленникам-болгарам, обутым в сапоги, а видит в этом намек на кочевников. ¬едь собирать дань с оседлых жителей (лапотников) легче, чем гон€тьс€ по степи за ордами кочующих племен (сапоги – обувь, наиболее приспособленна€ дл€ верховой езды, активно использовалась кочевниками). ¬ этом случае слово «лапотник», то есть обутый в «лапоть», упоминаемый ƒобрыней, возможно, означает какой-то особый вид низкой обуви, но не сплетенный из растительных волокон, а кожаный. ѕоэтому утверждение о бедности древних лапотников, которые в действительности ходили в кожаной обуви, по мнению  урбатова, беспочвенно.



  истории лапт€ на –уси
ѕраздник лапт€ в г. —уздале

¬се сказанное еще и еще раз подтверждает сложность и неоднозначность оценки средневековой материальной культуры с позиций нашего времени. ѕовтор€ю: зачастую мы не знаем, что означают термины, встречающиес€ в письменных источниках, а вместе с тем нам не известно назначение и название многих предметов, найденных при раскопках. ќднако с изложенными археологом  урбатовым выводами, на мой взгл€д, можно спорить, отстаива€ ту точку зрени€, что лапоть значительно более древнее изобретение человека.

»так, единичные находки плетеной обуви при раскопках древнерусских городов археологи традиционно объ€сн€ют тем, что лапти – прежде всего, атрибут деревенской жизни, тогда как горожане предпочитали носить кожаную обувь, остатки которой в огромных количествах встречаютс€ в культурном слое при раскопках. » тем не менее анализ нескольких археологических отчетов и публикаций, по-моему, не дает основани€ считать, что плетеной обуви не существовало ранее конца XV – начала XVI века. ѕочему? ј дело в том, что публикации (и даже отчеты) далеко не всегда отражают весь спектр обнаруженного археологами массового материала. ¬полне возможно, что в публикаци€х ничего не говорилось о плохо сохранившихс€ обрывках лаптей либо их представили как-то иначе.

ƒл€ однозначного ответа на вопрос, носили ли в –оссии лапти ранее XV века, необходимо внимательно просмотреть описи находок, проверить датировку сло€ и т.д. ¬едь известно, что существуют публикации, оставшиес€ незамеченными, в которых упоминаютс€ остатки плетеной обуви из раннесредневековых напластований Ћ€динского могильника (ћордови€) и ¬€тических курганов (ѕодмосковье). Ћапти обнаруживали и в домонгольских напластовани€х —моленска. —ведени€ об этом, возможно, удастс€ обнаружить и в других отчетах.

≈сли бы лапти действительно получили широкое распространение только в позднем —редневековье, то в XVI-XVII веках они встречались бы повсеместно. ќднако в городах фрагменты плетеной обуви этого времени обнаруживаютс€ при раскопках весьма редко, в то врем€ как детали кожаной обуви исчисл€ютс€ дес€тками тыс€ч.

“еперь об информативности, которую несет средневековый иллюстративный материал – иконы, фрески, миниатюры. Ќельз€ не учитывать, что ее сильно снижает условность изображений, далеких от реальной жизни. ƒа и длиннополые одежды часто скрывают ноги изображенных персонажей. Ќеслучайно историк ј.¬. јрциховский, изучивший более дес€ти тыс€ч миниатюр Ћицевого свода и обобщивший результаты своих исследований в солидной монографии «ƒревнерусские миниатюры как исторический источник», вовсе не касаетс€ обуви.

ѕочему нет необходимой информации в письменных документах? ѕрежде всего, из-за скудости и отрывочности самих источников, в которых меньше всего внимани€ удел€етс€ описанию костюма, тем более одежды простолюдина. ѕо€вление же на страницах писцовых книг XVI века упоминаний о ремесленниках, специально занимавшихс€ плетением обуви, отнюдь не исключает того факта, что лапти еще раньше плели сами кресть€не.



  истории лапт€ на –уси
¬атрушки "–усские лапти"

ј.¬.  урбатов словно не замечает упоминавшегос€ выше фрагмента из «—лова ƒаниила «аточника», где впервые встречаетс€ слово "лыченица ", противопоставленное «червленым сапозем». Ќикак не объ€сн€етс€ и летописное свидетельство 1205 года, где говоритс€ о дани в виде лыка, вз€той русскими кн€зь€ми после победы над Ћитвой и ятв€гами.  омментарий  урбатова к отрывку из «ѕовести временных лет», где побежденные болгары представлены неуловимыми кочевниками, хот€ и интересен, но тоже вызывает вопросы. Ќельз€ считать кочевой империей булгарское государство конца ’ века, объединившее многие племена —реднего ѕоволжь€. «десь уже господствовали феодальные отношени€, процветали огромные города – Ѕолгар, —увар, Ѕил€р, богатевшие на транзитной торговле.   тому же поход на Ѕолгар в 985 году был не первым (упоминание о первом походе относитс€ к 977 году), поэтому ¬ладимир уже имел представление о противнике и вр€д ли нуждалс€ в объ€снени€х ƒобрыни.

» наконец, по поводу заметок западноевропейских путешественников, побывавших в –оссии. ќни по€вл€ютс€ лишь в конце XV века, поэтому более ранних свидетельств в источниках этой категории просто не существует. Ѕолее того, в записках иностранцев основное внимание удел€лось политическим событи€м. ƒиковинна€ же, с точки зрени€ европейца, одежда росси€н их почти не занимала.

ќсобенный интерес представл€ет книга известного немецкого дипломата барона —игизмунда √ерберштей на, посетившего ћоскву в 1517 году в качестве посла императора ћаксимилиана I. ¬ его записках есть гравюра, изображающа€ сцену езды в сан€х, на которой отчетливо видны обутые в лапти лыжники, сопровождающие сани. ¬о вс€ком случае, в своих записках √ерберштейн отмечает, что на лыжах ходили во многих местах –оссии. „еткое изображение кресть€н, обутых в лапти, есть и в книге «ѕутешествие в ћосковию» ј. ќлеари€, дважды побывавшего в ћоскве в 30-х годах XVII века. ѕравда, в тексте книги сами лапти не упоминаютс€.

” этнографов также нет однозначного мнени€ о времени распространени€ плетеной обуви и ее роли в жизни кресть€нского населени€ раннего —редневековь€. ќдни исследователи подвергают сомнению древность лаптей, счита€, что прежде кресть€не ходили в кожаной обуви. ƒругие ссылаютс€ на обычаи и поверь€, говор€щие как раз о глубокой древности лаптей, например, указывают на их обр€довое значение в тех местах, где плетена€ обувь давно предана забвению. ¬ частности, уже упоминавшийс€ финский исследователь ».—. ¬ахрос ссылаетс€ на описание похорон в среде уральских старообр€дцев-кержаков, не носивших плетеной обуви, но хоронивших покойника обутым в лапти.

***
—уммиру€ изложенное, отметим: трудно поверить, что широко распространенные в раннем —редневековье лыко и кочедыки использовались лишь дл€ плетени€ коробов и сетей. ”верен, обувь, изготовленна€ из растительного волокна, была традиционной частью восточнослав€нского костюма и хорошо знакома не только русским, но и пол€кам, и чехам, и немцам.

 азалось бы, вопрос о дате и характере распространени€ плетеной обуви - весьма частный момент нашей истории. ќднако в данном случае он затрагивает масштабную проблему различи€ города и деревни. ¬ свое врем€ историки отмечали, что довольно тесна€ св€зь города и сельской округи, отсутствие существенного правового различи€ между "черным" населением городской слободы и кресть€нами не позвол€ют провести резкой границы между ними. “ем не менее результаты раскопок свидетельствуют, что в городах лапти встречаютс€ крайне редко. Ёто и пон€тно. ќбувь, сплетенна€ из лыка, бересты или других растительных волокон, больше подходила дл€ кресть€нского быта и труда, а город, как известно, жил в основном ремеслом и торговлей.



 

 

–убрики:  интересный факт
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



—вет- ол€да   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 09 январ€ 2012 г. 18:07 (ссылка)
—пасибо! ќчень интересна€ стать€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
MatyldaBelaya   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 09 январ€ 2012 г. 20:34 (ссылка)
—пасибо! здќрово!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлейла   обратитьс€ по имени —уббота, 14 январ€ 2012 г. 17:58 (ссылка)
—пасибо,с удовольствием прочитала.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћезгафт   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 15 январ€ 2012 г. 22:53 (ссылка)
ќчень интересно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 16 январ€ 2012 г. 16:49ссылка
–ада, что понравилось. —пасибо!
Ћезгафт   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 16 январ€ 2012 г. 00:11 (ссылка)
 стати у сербов была разновидность лаптей именуемых опанки, и плелись они из кожанных ремешков...

ѕотом еще помнитс€ в таких област€х јвстрии как  аринти€ и Ўтири€ в свое врем€ там жили в основном слав€не , так или иначе покоренные австи€ками в средневековье. “ак вот когда центральные австрийские власти назначали в одну из этих областей своего намесника (иликак там правильно это называлось), то при его инагурации, так сказать, когда наместник шел по по площади - перед ним несли лапти. Ѕыла така€ традици€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 16 январ€ 2012 г. 16:48ссылка
Cпасибо! »нтересно
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку