-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в lugrich

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.05.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10691

’удожник »ван яковлевич Ѕилибин

¬торник, 28 ‘еврал€ 2012 г. 16:49 + в цитатник

’удожник »ван яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942

’удожник »ван яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942— детства мы знакомимс€ с творчеством »вана Ѕилибина, вступа€ в красочный мир сказок, который был создан художественным воображением ћастера. ћногие из его произведений настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что их происхождение кажетс€ воистину народным, уход€щим в глубь веков.

ќн выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "÷аревна-л€гушка", "ѕерышко ‘иниста-ясна —окола", "¬асилиса ѕрекрасна€", "ћарь€ ћоревна", "—естрица јленушка и братец »ванушка", "Ѕела€ уточка", к сказкам ј. —. ѕушкина - "—казка о царе —алтане"(1904-1905), "—казка о золотом петушке"(1906-1907), "—казка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.

»здани€ сказок относ€тс€ к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. — самого начала книги Ѕилибина отличались узорностью рисунка, €ркой декоративностью. ’удожник создавал не отдельные иллюстрации, он стремилс€ к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшени€, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.

Ќазвани€ сказок исполнены слав€нской в€зью. „тобы прочесть, надо вгл€детьс€ в затейливый рисунок букв.  ак и многие графики, Ѕилибин работал над декоративным шрифтом. ќн хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав.  о всем шести книгам Ѕилибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу —ирин, «ме€-√орыныча, избушку Ѕабы-яги. ¬се страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. ќни не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. ¬ сказке «¬асилиса ѕрекрасна€» иллюстрацию с  расным всадником (солнышко) окружают цветы, а „ерного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. »ллюстрацию с избушкой Ѕабы-яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть р€дом с Ѕабой-ягой?). Ќо самым главным дл€ Ѕилибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. »з подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир.

ќрнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Ёто вышивки скатертей, полотенец, раскрашенна€ дерев€нна€ и глин€на€ посуда, дома с резными наличниками и причелинами. ¬ иллюстраци€х Ѕилибин использовал зарисовки кресть€нских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне ≈гны.

». я. Ѕилибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объедин€ть иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. ’арактерные черты билибинского стил€: красота узорного рисунка, изысканна€ декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание €ркой сказочности с чувством народного юмора и др.

’удожник стремилс€ к ансамблевому решению. ѕлоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещени€, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрени€ в композиции.

ѕроцесс выполнени€ ». я. Ѕилибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Ќабросав на бумаге эскиз, он уточн€л композицию во всех детал€х на кальке, а затем переводил на ватман. ѕосле этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобл€€ ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. ¬ зрелый период творчества Ѕилибин отказалс€ от употреблени€ пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстраци€х. «а безукоризненную твердость линии товарищи шутливо прозвали его "»ван - тверда€ рука".

¬ иллюстраци€х ». я. Ѕилибина 1900-1910 годов композици€, как правило, развертываетс€ параллельно плоскости листа.  рупные фигуры предстают в величавых застывших позах. ”словное деление пространства на планы и объединение различных точек зрени€ в одной композиции позвол€ют сохранить плоскостность. —овершенно исчезает освещение, цвет становитс€ условнее, важную роль приобретает незакрашенна€ поверхность бумаги, усложн€етс€ способ обозначени€ контурной линии, складываес€ строга€ система штрихов и точек.

ƒальнейшее развитие билибинского стил€ состоит в том, что в более поздних иллюстраци€х художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета станов€тс€ звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией.  раски кажутс€ си€ющими, но сохран€ют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.
 

’удожник 
»ван яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942


’удожник 
»ван яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942


’удожник »ван
 яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942


”влечение Ѕилибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстраци€х к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по —еверу в 1905–1908 гг. –аботе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм –имского- орсакова «—казка о золотом петушке» и «—казка о царе —алтане» ј.—.ѕушкина. –оскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшени€ми. «десь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду цар€ и бо€р, что все превращаетс€ в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.

«—казку о царе —алтане» ».Ѕилибин иллюстрировал первой. ¬от страница, где царь —алтан подслушивает разговор трех девиц. Ќа дворе ночь, мес€ц светит, царь спешит к крыльцу, провалива€сь в снег. ¬ этой сцене нет ничего сказочного. » все-таки дух сказки присутствует. »зба сама€ насто€ща€, кресть€нска€, с маленькими окошками, нар€дным крыльцом. ј вдали церковь шатрова€. ¬ XVII в. по всей –уси строили такие церкви. » шуба у цар€ насто€ща€. “акие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезенных из √реции, “урции, »рана, »талии.
 

’удожник 
»ван яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942

ј вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. Ќа переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. ћы можем их всех разгл€деть. —цены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента.



’удожник 
»ван яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942

Ћист с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую "¬олну" ’окусаи.



’удожник »ван
 яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942

«—казка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Ѕилибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое.



’удожник
 »ван яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942

ќгромный успех имели пушкинские сказки. –усский музей јлександра III купил иллюстрации к «—казке о царе —алтане», а весь иллюстрированный цикл «—казки о золотом петушке» приобрела “реть€ковска€ галере€.



’удожник
 »ван яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942

» сказочника Ѕилибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ÷Ѕ –‘, на рублевых монетах и бумажных купюрах – выгл€дит не как зловеща€ имперска€ птица, а как сказочное, волшебное существо. ј в картинной галерее бумажных денег современной –оссии на дес€тирублевой «красно€рской» купюре четко прослеживаетс€ билибинска€ традици€: вертикальна€ узорчата€ дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Ѕилибина на темы русских народных сказок.  стати сказать, сотруднича€ с финансовыми органами царской –оссии, Ѕилибин передал фабрике «√осзнак» авторские права на многие свои графические разработки.



’удожник 
»ван яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942

¬ ѕетербурге, на ќхте, стоит известный завод минеральной воды "ѕолюстрово". ј когда-то на его месте было другое производство. Ќазывалось оно "јкционерное общество пиво-мЄдоваренного завода "Ќова€ Ѕавари€". Ѕыла в ѕитере ещЄ и просто "Ѕавари€", да и вообще много пивоваренных заводов. ј вот этот - мЄдо-пивоваренный. » рекламные картинки, как оказалось, делал дл€ них не кто-нибудь, а »ван яковлевич Ѕилибин.



’удожник »ван
 яковлевич Ѕилибин 16.08.1876-07.02.1942



Ѕилибин был первым из художников, кто непосредственно создал детскую книгу, в основе которой лежит самый попул€рный вид литературы — народна€ сказка. “ематика, большой тираж, €сный, доступный изобразительный €зык иллюстраций, «праздничный» характер оформлени€ — все свидетельствует о том, что книги Ѕилибина предназначались предельно широкому кругу читателей. ѕричем особа€ заслуга художника заключалась в том, что он не делал при этом скидок «на доступность». ≈го книги несут ту «благородную роскошь изданий», котора€ до этого была принадлежностью только «богатой» книги дл€ избранных. Ѕилибин первый из мирискусников применил обширный опыт изданий высокохудожественных книг дл€ работы над детской книгой. ≈го примеру вскоре последуют и другие художники, в частности јлександр Ѕенуа, создавший «јзбуку».

¬ текстовом сопровождении использовались материалы ѕавла ѕолу€на

–убрики:  знаменитые люди
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Mesabi_ArtCafe   обратитьс€ по имени —реда, 29 ‘еврал€ 2012 г. 01:55 (ссылка)
очень красивые иллюстрации!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 12 јвгуста 2012 г. 14:32 (ссылка)
—пасибо большое, Ѕилибин - мой любимый художник. ≈сть и другие, конечно, но его люблю с детства. ∆аль иллюстраций мало!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку