-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в lugrich

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) ÷арство_ улинарии јрт_ алейдоскоп

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.05.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10705

 алаши - наследники древних јриев

¬оскресенье, 06 ћа€ 2012 г. 22:05 + в цитатник
 алаши - наследники древних јриев¬ысоко в горах ѕакистана на границе с јфганистаном, в провинции Ќуристан, разбросано несколько крошечных плато.

ћестные жители называют данный район „интал. «десь проживает уникальный и загадочный народ - калаши.
»х уникальность заключаетс€ в том, что этому индоевропейскому по происхождению народу удалось выжить почти в самом сердце исламского мира.
 

 алаши - наследники древних јриев

ј между тем калаши исповедуют вовсе не авраамический культ - ислам, а исконную, народную веру...≈сли бы калаши представл€ли собой многочисленную народ с обособленной территорией и государственностью, то их существование вр€д ли бы кого удивило, но калашей на сегодн€ сохранилось не более 6 тыс. человек - они сама€ миниатюрна€ и загадочна€ этническа€ группа јзиатского региона.



 алаши - наследники древних јриев

 алаши (самоназвание: kasivo; название « алаш» происходит от названи€ местности) — народность в ѕакистане, проживающа€ в высокогорных районах √индукуша (Ќуристан или  афирстан). „исленность - около 6 тыс. чел. Ѕыли почти полностью истреблены в результате мусульманского геноцида к началу XX века, так как исповедуют родовой культ. —ейчас ведут замкнутый образ жизни. √овор€т на калашском €зыке дардской группы индоевропейских €зыков (однако около половины слов их €зыка не имеет аналогов в других дардских €зыках, как и в €зыках соседних народов). ¬ ѕакистане распространено убеждение, что калаши €вл€ютс€ потомками воинов јлександра ћакедонского (в св€зи с чем правительство ћакедонии построило средоточие культуры в этой области, см, напр., «ћакедониЉа Эе гради културен центар каЉ хунзите во ѕакистан»). ¬нешность некоторых калашей характерна дл€ североевропейских народов, среди них часто встречаетс€ голубоглазость и блондинизм. ѕри этом часть калашей имеют и вполне характерную дл€ региона азиатскую внешность.



 алаши - наследники древних јриев

–елиги€ большинства калашей — €зычество; их пантеон имеет немало общих черт с реконструируемым древне-арийским пантеоном. ”тверждени€ некоторых журналистов, что калаши поклон€ютс€ "древнегреческим богам", безосновательны. ¬ то же врем€ около 3 тыс. калашей - мусульмане. ѕереход в ислам не приветствуетс€ калашами, пытающимис€ сохранить свою родовую идентичность.  алаши не €вл€ютс€ потомками воинов јлександра ћакедонского, а североевропейска€ внешность части из них объ€сн€етс€ сохранением изначального индоевропейского генофонда в результате отказа от смешени€ с пришлым неарийским населением. Ќар€ду с калашами подобными антропологическими характеристиками обладают также представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др.



 алаши - наследники древних јриев
Ќордический калаш

”чЄные относ€т калашей к белой расе - это научный факт. Ћица у многих калашей - чисто европейские.  ожа бела€ в отличие от пакистанцев и афганцев. ј светлые а часто иголубые глаза - как паспорт неверного-кафира. ” калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие. ≈сть еще один штрих, который никак не вписываетс€ в общую дл€ муслимов ѕакистана и јфганистана культуру и быт.  алаши всегда изготавливали дл€ себ€ и пользовались мебелью. ќни ед€т за столом, сид€ на стуль€х, - излишества, которые никогда не были присущи местным "аборигенам" и по€вились в јфганистане и ѕакистане только с приходом англичан в ’VIII-’I’ веках, но так и не прижились. ј калаши испокон веков пользовались столами и стуль€ми...



 алаши - наследники древних јриев
 онные воины калаши. музей в »сламабаде. ѕакистан.

¬ конце первого тыс€челети€ в јзию пришел ислам, а с ним и беды индоевропейцев и в частности народа калашей, которые не хотели помен€ть веру предков на аврамическое "учение" ћестные мусульманские общины настойчиво пытались заставить калашей прин€ть ислам.

» многие калаши вынуждены были подчинитьс€: либо жить, прин€в новую религию, либо умереть.

¬ ’VIII-’I’ веках муслимы вырезали калашей тыс€чами. “ех, кто не подчин€лс€ и хот€ бы тайком отправл€л €зыческие культы, власти в лучшем случае гнали с плодородных земель, загон€€ в горы, а чаще - уничтожали. ∆естокий геноцид народа калаши продолжалс€ вплоть до середины XIX века, пока крохотна€ территори€, которую мусульмане называли  афирстан (земл€ неверных), где обитали калаши, не попала под юрисдикцию Ѕританской империи. Ёто спасло их от полного истреблени€. Ќо и сейчас калаши наход€тс€ на грани исчезновени€. ћногие вынуждены ассимилироватьс€ (через брак) с пакистанцами и афганцами, принима€ ислам, - так легче выжить и получить работу, образование, должность.



 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев
 алашска€ деревн€

Ѕыт современных калашей можно назвать спартанским.  алаши живут общинами - легче выжить. ќни живут в домах, которые стро€т из камн€, дерева и глины.  рыша нижнего дома (этажа) одновременно €вл€етс€ полом или верандой дома другой семьи. »з всех удобств в хижине: стол, стуль€, скамьи и глин€на€ посуда. ќб электричестве и телевидении калаши знают лишь понаслышке. Ћопата, мотыга и кайло - им пон€тнее и привычнее. ∆изненные ресурсы они черпают в сельском хоз€йстве.  алаши умудр€ютс€ выращивать пшеницу и другие зерновые культуры на расчищенных от камн€ земл€х. Ќо главную роль в их жизнеобеспечении играет скот, в основном козы, которые дают потомкам древних арийцев молоко и молокопродукты, шерсть и м€со.



 алаши - наследники древних јриев

¬ быту бросаетс€ в глаза четкое и незыблемое разделение об€занностей: мужчины первые в труде и охоте, женщины им только помогают в наименее трудоемких операци€х (прополка, дойка, домашнее хоз€йство). ¬ доме мужчины сад€тс€ во главе стола и принимают все значимые в семье (в общине) решени€. ƒл€ женщин в каждом поселении стро€т башлени - отдельный дом, где женщины общины рожают детей и провод€т врем€ в "критические дни". –одить ребенка женщина калаши об€зана только в башлени, а потому беременные дамы посел€ютс€ в "роддоме" загод€. ќткуда пошла така€ традици€, никто не знает, но других сегрегационных и дискриминационных тенденций в отношении женщин у калашей не наблюдаетс€, что бесит и смешит муслимов, которые из за этого относ€тс€ к калашам как к люд€м не от мира сего...



 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев
„асть калашей имеют и вполне характерную дл€ региона азиатскую внешность,
но при этом у них часто голубые или зеленые глаза

∆енитьба. Ётот щепетильный вопрос решают исключительно родители молодых. ќни могут посоветоватьс€ и с молодыми, могут поговорить с родител€ми невесты (жениха), а могут решить проблему, не спрашива€ мнени€ своего чада.



 алаши - наследники древних јриев

 алаши не знают выходных, но они весело и хлебосольно празднуют 3 праздника: …оши - праздник посева, ”чао - праздник урожа€, и „оймус - зимний праздник богов природы, когда калаши прос€т богов ниспослать им м€гкую зиму и хорошие весну и лето.
¬о врем€ „оймуса кажда€ семь€ в качестве жертвоприношени€ забивает козу, м€сом которой угощают всех, кто зайдет в гости или встретитс€ на улице.

 алашский €зык, или  алаша — €зык дардской группы индоиранской ветви индоевропейской €зыковой семьи. –аспространЄн среди калашей в нескольких долинах √индукуша, юго-западнее города „итрал в —еверо-«ападной ѕограничной ѕровинции ѕакистана. ѕринадлежность к дардской подгруппе стоит под вопросом, так как чуть больше половины слов схожи с эквивалентными по значению словами в €зыке кховар, который также входит в эту подгруппу. — точки зрени€ фонологии €зык атипичен (Heegård & Mørch 2004).

¬ калашском €зыке очень хорошо сохранилс€ базовый словарный состав санскрита, например:



 алаши - наследники древних јриев

¬ 1980-х годах началась разработка письменности дл€ калашского €зыка в двух вариантах — на основе латинской и персидской графики. ѕерсидский вариант оказалс€ предпочтительнее и в 1994 впервые вышел иллюстрированный алфавит и книга дл€ чтени€ на калашском €зыке на основе персидской графики. ¬ 2000-х годах началс€ активный переход на латинский шрифт. ¬ 2003 издан алфавит «Kal'as'a Alibe».(англ.)



 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


 алаши - наследники древних јриев


–елиги€ и культура калашей

ѕервые исследователи и миссионеры начали проникать в  афиристан после колонизации »ндии, но по насто€щему объемную информацию про его жителей предоставил английский врач √еорг —котт –обертсон, посетивший  афиристан в 1889 году и живший там в течение года. ”никальность экспедиции –обертсона в том, что им был собран материал по обр€дам и традици€м кафиров до исламского вторжени€.   сожалению, р€д собранных материалов было утер€но при переправе через »нд во врем€ его возвращени€ в »ндию. “ем не менее, сохранившиес€ материалы и личные воспоминани€ позволили ему издать в 1896 году книгу " афиры √индукуша" ("The Kafirs of Hindu-Kush").



 алаши - наследники древних јриев
языческий храм калашей. в центре –одовой столб.

Ќа основе наблюдений религиозно-обр€довой стороны жизни кафиров, сделанных –обертсоном, можно вполне обосновано утверждать, что их религи€ - напоминает трансформированный «ороастризм и культы древних ариев. ќсновными аргументами в пользу этого утверждени€ могут служить отношение к огню и погребальный обр€д. Ќиже мы опишем некоторые традиции, религиозные основы, культовые здани€ и обр€ды кафиров.



 алаши - наследники древних јриев
–одовой столб в храме

√лавным, "столичным" у кафиров было село под названием " амдеш". ƒома  амдеша располагались ступен€ми по склонам гор, поэтому крыша одного дома была двором дл€ другого. ƒома были богато украшены сложной дерев€нной резьбой. ѕолевыми работами занимались не мужчины, а женщины, хот€ мужчины предварительно очищали поле от камней и упавших бревен. ћужчины же в это врем€ занимались шитьем одежды, ритуальными танцами на сельской площади и решением общественных дел.



 алаши - наследники древних јриев
∆рец у огненного жертвенника.

ќсновным предметом поклонени€ был огонь.  роме огн€ кафиры поклон€лись дерев€нным идолам, которые вырезались искусными умельцами и выставл€лись в св€тилищах. ѕантеон состо€л из множества богов и богинь. √лавным считалс€ бог »мра. “акже весьма почитаемым был бог войны √иша.  ажда€ деревн€ имела своего мелкого божка-покровител€. ћир, согласно поверь€м, был населен множеством борющихс€ друг с другом добрых и злых духов.



 алаши - наследники древних јриев
–одовой столб с свастичной розеткой


 алаши - наследники древних јриев
ƒл€ сравнени€ - традиционный узор, характерный дл€ слав€н и германцев


¬. —арианиди, опира€сь на свидетельства –обертсона, описывает культовые сооружени€ так:

"…главный храм »мры находилс€ в одном из селений и представл€л собой большое сооружение с квадратным портиком, крыша которого поддерживалась резными дерев€нными колоннами. ќдни из колонн были сплошь украшены скульптурными головками баранов, другие имели только у основани€ одну вырезанную в круглом рельефе голову животного, рога которого, обвива€ ствол колонны и перекрещива€сь, поднимались вверх, образу€ своеобразную ажурную сетку. ¬ ее пустых €чейках располагались скульптурные фигурки потешных человечков.

»менно здесь, под портиком, на специальном камне, почерневшем от запекшейс€ крови, и совершались многочисленные жертвоприношени€ животных. ѕередний фасад храма имел семь дверей, знаменитых тем, что на каждой из них было устроено еще по одной маленькой дверце. Ѕольшие двери были наглухо закрытыми, лишь две боковые открывались, да и то в особо торжественных случа€х. Ќо главный интерес представл€ли створки дверей, украшенные тонкой резьбой и огромными рельефными фигурами, изображавшими сид€щего бога »мру. ќсобенно поражает лицо бога с огромным квадратным подбородком, доход€щим почти до колен!  роме фигур бога »мры фасад храма украшали изображени€ огромных голов коров и баранов. — противоположной стороны храма было установлено п€ть колоссальных фигур, поддерживающих его кровлю.



 алаши - наследники древних јриев
∆ертвоприношение богам на капище

ќбойд€ вокруг храма и полюбовавшись его резной "рубашкой", загл€нем через маленькое отверстие внутрь, что, однако, нужно сделать украдкой, чтобы не обидеть религиозных чувств кафиров. ѕосредине комнаты в прохладном сумраке можно разгл€деть пр€мо на полу квадратный очаг, по углам которого установлены столбы, также покрытые изумительно тонкой резьбой, представл€ющей собой изображение человеческих лиц. Ќа противоположной от входа стене устроен алтарь, обрамленный изображени€ми животных; в углу под специальным балдахином стоит дерев€нна€ стату€ самого бога »мры. ќстальные стены храма украшены резными шапками неправильной полусферической формы, посаженными на концы шестов. … ќтдельные храмы строились лишь дл€ главных богов, а дл€ второстепенных возводили одно св€тилище дл€ нескольких божков. “ак, имелись небольшие храмики с резными окнами, из которых выгл€дывали лица разных дерев€нных идолов" [1, стр.49].



 алаши - наследники древних јриев
–одовой столб

¬ числе важнейших ритуалов были выбор старейшин, приготовление вина, жертвоприношени€ богам и погребение.  ак и большинство ритуалов, выбор старейшин сопровождалс€ массовыми жертвоприношени€ми козлов и обильными угощени€ми. ¬ыборы главного старейшины (джаста) производились старейшинами из числа старейшин. Ёти выборы также сопровождались чтением св€щенных гимнов, посв€щенных богам, жертвоприношени€ми и угощением собравшихс€ старейшин в доме кандидата:

"…присутствующего на пиру жреца усаживают в центре комнаты, наматывают на его голову пышный тюрбан, богато украшенный раковинами, красными стекл€нными бусами, а спереди - веточками арчи. ≈го уши унизаны серьгами, на шею надето массивное ожерелье, а на кисти рук - браслеты. ƒлинна€ рубаха, доход€ща€ до колен, свободно спускаетс€ на вышитые штаны, заправленные в сапоги с длинными голенищами. ѕоверх этой одежды наброшен €ркий шелковый бадахшанский халат, в руке зажат пл€совой ритуальный топорик.



 алаши - наследники древних јриев
–одовой столб

¬от один из сид€щих старейшин медленно встает и, обв€зав голову белой материей, выступает вперед. ќн снимает сапоги, тщательно моет руки и приступает к жертвоприношени€м. —обственноручно заколов двух огромных горных козлов, он ловко подставл€ет под струю крови сосуд, а затем, подойд€ к посв€щаемому, чертит ему кровью на лбу какие-то знаки. ƒверь в комнату отвор€етс€, и служки внос€т огромные караваи хлебов с воткнутыми в них веточками гор€щей арчи. Ёти караваи трижды торжественно обнос€т вокруг посв€щаемого. «атем после очередного обильного угощени€ наступает час ритуальных танцев. Ќескольким гост€м раздают пл€совые сапоги и специальные шарфы, которыми они перет€гивают по€сницу. «ажигают сосновые факелы, и начинаютс€ ритуальные танцы и песнопени€ в честь многочисленных богов" [1, стр.47-48].

ƒругим важным обр€дом кафиров был обр€д приготовлени€ виноградного вина. ƒл€ приготовлени€ вина избиралс€ мужчина, который, тщательно обмыв ноги, начинал давить поднесенные женщинами виноградные гроздь€. ¬иноградные гроздь€ подносились в плетеных корзинах. ѕосле тщательной давки, виноградный сок разливалс€ в огромные кувшины и оставл€лс€ дл€ брожени€.



 алаши - наследники древних јриев
 апище с родовыми столбами

ѕраздничный ритуал в честь бога √иша протекал так:

"…ранним утром жителей деревни будит гром множества барабанов, и вскоре на узких кривых улочках по€вл€етс€ жрец с бешено звен€щими металлическими колокольчиками. ¬след за жрецом двигаетс€ толпа мальчишек, которым он врем€ от времени бросает пригоршни орехов, а затем с притворной свирепостью бросаетс€ их прогон€ть. јккомпаниру€ ему, дети подражают бле€нью козлов. Ћицо жреца выбелено мукой и обмазано сверху маслом, в одной руке он держит колокольчики, в другой - секиру. »звива€сь и корчась, он потр€сает колокольчиками и секирой, выделыва€ почти акробатические номера и сопровожда€ их ужасными криками. Ќаконец процесси€ подходит к св€тилищу бога √иша, и взрослые участники торжественно располагаютс€ полукругом возле жреца и сопровождающих его лиц. ¬от в стороне заклубилась пыль, и показалось стадо из п€тнадцати блеющих козлов, подгон€емых мальчишками. ¬ыполнив свое дело, они сразу убегают подальше от взрослых, чтобы зан€тьс€ детскими шалост€ми и играми….

∆рец подходит к гор€щему костру из веток кедра, дающих густой белый дым. –€дом сто€т заранее приготовленные четыре дерев€нных сосуда с мукой, растопленным маслом, вином и водой. ∆рец тщательно моет руки, снимает обувь, выливает несколько капель масла в огонь, затем трижды окропл€ет жертвенных козлов водой, приговарива€: "Ѕудь чист". ѕриблизившись к закрытой двери св€тилища, он высыпает и выливает содержимое дерев€нных сосудов, произнос€ ритуальные заклинани€. ѕрислуживающие жрецу молодые парни быстро перерезают горло козленку, собирают брызнувшую кровь в сосуды, а жрец затем выплескивает ее в гор€щий огонь. ¬ продолжение всей этой процедуры специальный человек, освещаемый отблесками огн€, все врем€ поет св€щенные песни, что придает этой сцене оттенок особой торжественности.

¬незапно другой жрец срывает с себ€ шапку и, бросившись вперед, начинает дергатьс€, громко крича и бешено размахива€ руками. √лавный жрец пытаетс€ ун€ть разошедшегос€ "коллегу", наконец тот успокаиваетс€ и, взмахнув еще несколько раз руками, надевает шапку и усаживаетс€ на свое место. ÷еремони€ заканчиваетс€ чтением стихов, после чего жрецы и все присутствующие касаютс€ своих лбов концами пальцев и делают губами знак поцелу€, означающий религиозное приветствие св€тилищу.

  вечеру в полном изнеможении жрец заходит в первый попавшейс€ дом и отдает на хранение хоз€ину свои колокольчики, что €вл€етс€ большой честью дл€ последнего, и тот немедленно приказывает зарезать несколько козлов и устроить пир в честь жреца и его окружени€. “ак в продолжение двух недель с небольшими вариаци€ми продолжаютс€ торжества в честь бога √иша" [1, стр.50-51].



 алаши - наследники древних јриев
 ладбище калашей. ћогилы сильно напоминают северные русские надгроби€ - домовины


Ќаконец одним из важнейших был обр€д погребени€. ѕохоронна€ процесси€ в начале сопровождалась громким женским плачем и причитани€ми, а затем ритуальными танцами под бой барабанов и аккомпанемент камышовых дудок. ћужчины, в знак траура, надевали поверх одежды козьи шкуры. «аканчивалась процесси€ на кладбище, куда входить разрешалось только женщинам и рабам. ѕокойных кафиры, как и положено по канонам зороастризма, не зарывали в землю, а оставл€ли в дерев€нных гробах на открытом воздухе.

“аковыми, согласно красочным описани€м –обертсона, были ритуалы одной из затер€нных ветвей древней могущественной и вли€тельной религии.   сожалению, сейчас уже сложно проверить, где здесь скрупулезна€ констатаци€ реальности, а где художественный вымысел. ¬ любом случае сегодн€ у нас нет оснований подвергать сомнению рассказанное –обертсоном.

–убрики:  интересный факт
ћетки:  

ѕроцитировано 12 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



јгата_51   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 06 ћа€ 2012 г. 23:39 (ссылка)
—пасибо за интересный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћеира   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 07 ћа€ 2012 г. 00:02 (ссылка)
”дивительный народ и стать€ подобрана чудесно € давно читала о них,особенно девочка поражает с огромными уникальными глазами! —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“омаовс€нка   обратитьс€ по имени —пасибо ѕонедельник, 07 ћа€ 2012 г. 06:51 (ссылка)
ќчень интересный рассказ о немногочисленном этносе "калаши". ”дивительно, как им удалось сохранить себ€ в изол€ции. ” мен€ есть сообщение о них, но в ¬ашем используютс€ другие источники.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќадежда_ћ€сникова   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 07 ћа€ 2012 г. 14:34 (ссылка)
ќчень интересный пост!
x (550x680, 338Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
bellisher   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 07 ћа€ 2012 г. 22:04 (ссылка)
ќчень интересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку