-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в lugrich

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) јрт_ алейдоскоп ÷арство_ улинарии

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.05.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10954


»стори€ возникновени€ —в€то-”спенской —в€тогорской Ћј¬–џ

¬торник, 23 ќкт€бр€ 2012 г. 16:06 + в цитатник

 

Cамое первое письменное упоминание о местности "—в€тые √оры" относитс€ к 1526 году. ¬стречаетс€ оно в записках германского посла —игизмунда √ерберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места ¬еликий ѕеревоз, у —в€тых √ор, каких-то мраморных и каменных статуй и изва€ний. Ќесомненно, что св€тость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников ст€жала и соответствующее название самому этому месту - —в€тые √оры.

„ертеж —в€тогорского монастыр€,сделанный арх. »оилем в 1679 г.
„ертеж
—в€тогорского
монастыр€,
сделанный арх. »оилем
в 1679 г.

¬ документах XVI и XVII веков —в€тогорский монастырь неоднократно упоминаетс€ в ћосковской и других русских летопис€х в качестве южного сторожевого поста –оссийского государства.

" нига Ѕольшого „ертежа" (1547 год) указывает: "ќт усть€ реки ќскола на ƒонце, с крымской стороны, —в€тые √оры". ќдно из первых упоминаний о —в€тых √орах находитс€ во Ћьвовской летописи 1555 года: "» как воеводы пришли верх ћжи и  оломака, и прибежал к ним сторож из —в€тых √ор, да станичник Ћаврентий  олтовский товарища прислал с тем: царь крымский ƒонец перелез со многими людьми и идет к –€занским и “ульским ”краинам". ¬ Ќиконовской летописи, в росписании ƒонецких сторож кн€з€ ¬оротынского, в 1571 году упом€нута "5-а€ сторожа —в€тогорска€".

ѕо древнему преданию "—в€тое место", наход€щеес€ недалеко от —в€тогорского монастыр€, закрытое с трех сторон неприступными отвесными горами и густым лесом, было также крепостью. ≈ще в XIX веке там были видны следы батареи, а в —в€тогорском —инодике 1710 года упоминаетс€ монах-пушкарь »аков.

—видетельством того смутного и кровопролитного времени, когда обитель подвергалась частым татарским разграблени€м, до сих пор €вл€ютс€ грамоты —в€тогорских насто€телей, которые всегда в трудные дл€ монастыр€ минуты обращались за помощью к русским государ€м.

»з жалованной в 1620 году грамоты известно, что √осударь ћихаил ‘едорович "пожаловал —в€тогорского монастыр€, что на —еверском ƒонце, игумена ≈фрема с братиею, двенадцать старцев, велел им давать своего √осударева жаловань€ годовы€ руги по 12 четвертей ржи, по 12 четвертей овса, по 10 рублей денег".

ќдна из —в€тогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыр€ в 1628 году: "√осударское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко —в€тым √орам". ќдин из немногих избежавших татарского плена старец јлександр просил ¬еликого кн€з€ ћихаила ‘едоровича выделить дл€ разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

ѕомимо годового денежного и хлебного жаловани€ обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодь€ми, порохом и свинцом дл€ пушек, находившихс€ в —в€тогорском гарнизоне.

ѕеревоз
"¬еликий перевоз"
у с. Ѕогородичное
близ монастыр€

— древних времен монастырь жил своими трудами. √лавным источником доходов был перевоз через реку —еверский ƒонец, который находилс€ в монастырских урочищах выше —в€тогорской обители. ¬ XVI веке этот перевоз, согласно заметке —. √ерберштейна, носил название "¬еликий ѕеревоз" и был, по существу, единственной переправой в этих кра€х. ѕоэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходивша€ здесь дорога носила название "ѕосольский шл€х". ¬ середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок ћа€цкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

—ледует заметить, что, несмотр€ на неблагопри€тные услови€ жизни, обитель радушно принимала под свой кров всех, кто нуждалс€ в ее помощи. ќна была некоторого рода богадельней, где находили себе приют раненые, бежавшие пленники и странники. Ќравственное вли€ние монастыр€ было так велико, что даже воровские черкасы приходили туда на пока€ние и богомолье.


ƒревн€€ усыпальница
ƒревн€€ усыпальница

  пещерным сооружени€м, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относ€тс€ пещерна€ часовн€, две усыпальницы, наход€щиес€ на разных €русах, пещерный храм, осв€щенный в XIX веке в честь –ождества »оанна ѕредтечи, храм св€тител€ Ќикола€ на скале, подземна€ церковь преподобных јнтони€ и ‘еодоси€  иево-ѕечерских, келии внутри скалы и келарн€ (место хранени€ продуктов).

ѕо преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.

≈ще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков - одних из первых насельников обители.

”сыпальница возле јлексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. ¬се они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохран€лись заложенными. Ќекоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов - така€ традици€ погребени€ (отдельно складываютс€ черепа и отдельно - кости) существует во многих монастыр€х ѕалестины, а также на св€той горе јфон.

»зучение архитектурных особенностей храма –ождества »оанна ѕредтечи (серединный несущий столп, аркообразна€ ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось дл€ храма, а служило монастырской трапезной. ѕодтверждением этого служит и наход€ща€с€ неподалеку келарн€, где хранились продукты и сто€ла печь. ѕодобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. ѕо свидетельству св€тител€ ‘иларета (√умилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ св€тител€ Ќикола€. — закрытием монастыр€ в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. ¬ 1851 г., после расчистки пещер архимандритом јрсением, осв€щенный в 1848 г. Ќикольский пещерный храм был переименован в честь –ождества св€того »оанна ѕредтечи, небесного покровител€ ктитора храма, помещика »вана ¬асильевича ћалиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней св€тыни.

—видетельством того, что храм св€тител€ Ќикола€ в древности был пещерным, до сих пор €вл€етс€ его сохранивша€с€ алтарна€ часть, вырубленна € в меловой породе. —огласно с одним из предположений, это - сохранившийс€ алтарь ”спенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита »оил€, в 1637 г. вместо утер€нной, веро€тно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви ”спени€ ѕресв€ты€ Ѕогородицы. ¬ конце XVII в. после разрушени€ верхней части утеса к оставшемус€ меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича нова€ церковь, очевидно, тогда же осв€щенна€ в честь св€тител€ Ќикола€.

ѕещерный храм –ождества »оанна ѕредтечи
ѕещерный храм
–ождества »оанна
ѕредтечи

¬ конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов ѕетра и ѕавла, а в 1708 г. - новый каменный ”спенский собор.

¬ XVIII в. уменьшилась опасность со стороны татар: 1737 г. - дата последнего, известного нам кочевнического погрома. Ќо мирна€ жизнь в монастыре нарушалась уже другими бедстви€ми - морова€ €зва приносила опустошени€ не менее значительные, чем татарские набеги. ћежду тем, несмотр€ на неблагопри€тные услови€, монастырь никогда не отказывал нуждающимс€ в его нравственной и материальной помощи.

Ќекоторые из насто€телей обители славились своей образованностью и состо€ли членами ƒуховной  онсистории, даже занимали епископские кафедры. Ќапример, архимандрит »ларион √ригорович, насто€тельствовавший с 1733 г., был впоследствии архиепископом  рутицким и ст€жал в ћоскве славу благодатного св€тител€.

»з —в€тогорских насто€телей XVIII в. особенно замечательными были архимандриты ‘аддей  окойлович (1738 - 1758 гг.) и –афаил ћокренский (1758 - 1765 гг.). ѕо свидетельству монастырского летописца, при этих насто€тел€х —в€тые √оры снова процвели духовными подвигами иноков, которые, подража€ древним подвижникам и отшельникам, жили в одиночных пещерах, скрытых между меловых гор.

 роме того, архимандрит ‘аддей  окойлович, известный своей ученостью, указом —в€тейшего —инода в 1741 г. был направлен в ћоскву дл€ участи€ в исправлении слав€нского перевода Ѕиблии.

¬ 1787 г. по указу императрицы ≈катерины II —в€тогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодь€ отобраны в казну. ¬ 1790 г. новым владельцем —в€тогорь€ стал кн€зь “аврический - √ригорий ѕотемкин. ѕо указу —в€тейшего —инода монастырские храмы ”спени€ Ѕожией ћатери и св€тител€ Ќикола€ на скале обращены в приходские, а прочие (дерев€нный храм свв. ѕетра и ѕавла и неосв€щенный храм в («—в€том месте») разобраны и увезены. ¬ упраздненном состо€нии обитель находилась почти 57 лет.

ќ первоначальной истории подземного храма преподобных јнтони€ и ‘еодоси€  иево-ѕечерских почти ничего не известно, кроме того, что уже в XVIII в. он был утер€н. ќбретение храма произошло только в 1845 г., когда его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеетс€ подземна€ церковь. ¬ 1846 г. вновь обретенный храм был осв€щен в честь преподобных јнтони€ и ‘еодоси€ ѕечерских, - так как народное предание сохран€ло пам€ть о св€зи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных јнтони€ и ‘еодоси€.

ƒе€тельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный »оанн «атворник, руками которого в алтаре был высечен меловой ѕрестол.


“ать€на Ѕорисовна и јлександр ћихайлович ѕотемкины, владельцы —в€тых гор
“ать€на Ѕорисовна
и
јлександр ћихайлович
ѕотемкины,
владельцы
—в€тых гор

¬ 1844 г. по указу императора Ќикола€ I —в€тогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу √линской пустыни  урской епархии. ѕервым насто€телем после открыти€ —в€тейший —инод назначил казначе€ √линской пустыни иеромонаха јрсени€ (впоследствии архимандрит), предызбранного новыми владельцами —в€тогорского поместь€, “ать€ной Ѕорисовной и јлександром ћихайловичем ѕотемкиными.

¬ этот период своего существовани€, охвативший 2-ю половину XIX в. и начало XX в., св€та€ обитель имела особое Ѕожие благословение. „исло насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и здани€ми. ¬место ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и насто€тельский. Ќа южном склоне —в€тых √ор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хоз€йство, р€дом - больница с церковью и пчелина€ пасека. ¬ самой обители брать€ завели много полезных мастерских: стол€рную, слесарную, мал€рную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили дво€кую пользу: брати€ трудилась, избега€ праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей.

‘отографи€ —в€тогорской обители конца XIX века
‘отографи€
—в€тогорской обители
конца XIX века

¬ 1879 г. старанием архимандрита √ермана в монастыре начала работать сво€ собственна€ фотостуди€, которой заведывал основательно знающий фотографическое искусство монах “имон. ћногие виды обители, сделанные в ней в то врем€, сохранились до ныне и по прежнему поражают своим качеством даже опытных фотографов.

Ќе была скудна —в€тогорска€ ѕустынь и образованными монахами: иеромонахи “ихон, »ларион, »устин и иеродиакон »риней по указу —в€тейшего —инода в 1900 г. вошли в состав »ерусалимской ƒуховной ћиссии.

¬ окрестных селах (√ола€ ƒолина, Ѕанное и ѕришиб) были заведены школы, в которых св€тогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. „исло учеников в них превышало 300 человек. ћного способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей вс€кого сослови€: монастырь кормил и поил бесплатно, принима€ всех, кто бы ни посещал его. ќбычаи и пор€дки были так прекрасны, что среди местного населени€ ходила поговорка: "’орошо, как в —в€тых √орах". ÷ерковное богослужение и устав были вз€ты из √линской пустыни и отличались чинностью, продолжительностью служб, а братский хор славилс€ древними напевами и отборным качеством голосов.

«а врем€ насто€тельства архимандритов јрсени€ и √ермана обитель процвела "€ко крин сельный" и стала одной из благоустроенных и богатейших обителей кра€. Ѕыл обновлен древний храм св€тител€ Ќикола€ в меловых пещерах, переосв€щенный в честь –ождества »оанна ѕредтечи, а также Ќикольский храм на скале; обретен подземный храм преподобных јнтони€ и ‘еодоси€ ѕечерских; воздвигнуты величественный ”спенский собор, ѕокровский храм с колокольней, двухэтажный ѕреображенский на одной из гор, котора€ называлась "‘авором", скит с храмом прп. јрсени€ ¬еликого на "—в€том месте", јхтырска€ церковь на больничном хуторе и —пасов скит на месте крушени€ царского поезда в 1888 г. возле станции Ѕорки. ¬ 1861 г., после смерти архимандрита јрсени€, братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного јлекси€, человека Ѕожи€ - покровител€ почившего насто€тел€ (им€ јлексий он носил до пострижени€ в монашество).

¬ 60 км от —в€тогорского монастыр€, на хуторе √аражовка, в подаренном вдовой ћарфой ѕравицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена дерев€нна€ церковь, посв€щенна€ иконе Ѕожией ћатери "Ќеопалима€  упина", а в селе ¬ысочиновка (около 300 км от —в€тогорской пустыни) старанием отца √ермана устроен отдельный ¬ысочиновский  азанский мужской монастырь, получивший своего насто€тел€ из числа —в€тогорской братии.  роме того, в селе ≈катериновка находилось монастырское подсобное хоз€йство с церковью в честь иконы Ѕожией ћатери "«намение".

 арта пещер —в€тогорской Ћавры
 арта пещер
—в€тогорской Ћавры

¬ XIX в. —в€тые √оры стали центром богомоль€ не только дл€ юга –оссии, ƒона и  авказа, но и дл€ севера, откуда также приходило множество паломников и богомольцев, которые заходили в обитель по пути из ¬оронежа в  иев. Ќекогда запустевша€ —в€тогорска€ обитель за короткий период была украшена многими царскими дарами, обогащена вкладами различных жертвователей и благотворителей и сделалась известною и славною по всей –оссии.

9 августа 1861 г. —в€тогорска€ пустынь торжественно принимала ¬ысочайших особ - »мператрицу ћарию јлександровну с ƒетьми. √остей у св€тых ¬рат встречал игумен √ерман с братией со свечами в руках.

¬ эти дни, с 9 по 12 августа, √осударын€ с ƒетьми посетили многие монастырские храмы, а также скит преподобного јрсени€ ¬еликого. 12 числа, в субботу, в »оанно-ѕредтеченской церкви ќни слушали Ѕожественную Ћитургию, за которой причастились —в€тых ’ристовых “айн.

¬ тот же день, в 4 часа пополудни, дл€ довершени€ великой радости братии обители и народа в —в€тые √оры прибыл »мператор јлександр II. √осударь с —емейством посетил несколько храмов монастыр€ и пещеры.

13 числа, в воскресенье, »х ¬еличества и »х ¬ысочества слушали Ѕожественную Ћитургию в домовой церкви господ ѕотемкиных, которую совершал соборне отец игумен. ѕо окончании Ћитургии √осударь вручил отцу √ерману золотой  рест, украшенный алмазами и изумрудами. ¬ этот же день »мператор с —емейством отбыл в г. ’арьков. Ќо и после отъезда √осударь јлександр Ќиколаевич и √осударын€ ћари€ јлександровна неоднократно осыпали —в€тогорскую обитель —воими дарами. ќ впечатлении, произведенном на јвгустейших ќсоб —в€тыми √орами, можно судить по словам ÷ар€-ћиротворца јлександра III: "ћатушка очень любила —в€ты€ √оры и часто их вспоминала".

¬последствии архимандрит √ерман неоднократно встречалс€ с ÷арскими ќсобами и был удостоен от Ќих многих наград.

¬ годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей ’арьковской епархии, —в€тогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. ¬ 1915 г. на средства обители был построен лазарет дл€ раненых на 60 человек, а также прин€то на постой около 700 человек беженцев.

 роме того, в —в€тогорской пустыни в это же врем€ была размещена монашеска€ брати€ —в€то-”спенской ѕочаевской Ћавры, эвакуированна€ с ¬олыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих  иевских монастырей. ¬ это врем€ некоторые иеромонахи —в€тогорской обители несли службу полковыми св€щенниками в действующей армии и на флоте. ¬последствии многие из них были награждены за заслуги во врем€ военных действий наперсными крестами и орденами.

 

—ери€ сообщений "”краина":
„асть 1 - јндреевска€ церковь в  иеве
„асть 2 - —ол€на€ пещера
„асть 3 - »стори€ возникновени€ —в€то-”спенской —в€тогорской Ћј¬–џ
„асть 4 - Ђƒуша ”краиныї
„асть 5 - —калы ƒовбуша
...
„асть 26 - Ќеобычные отели ”краины
„асть 27 - Ѕитва городов за ≈вровидение-2017:  иев, ƒнепр, Ћьвов или ќдесса
„асть 28 - »стори€ ўедрика

ћетки:  

ѕроцитировано 11 раз
ѕонравилось: 8 пользовател€м



hekk   обратитьс€ по имени ¬торник, 23 ќкт€бр€ 2012 г. 16:42 (ссылка)
»нтересно было узнать!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
vasily_sergeev   обратитьс€ по имени ¬торник, 23 ќкт€бр€ 2012 г. 20:12 (ссылка)
«амечательный пост! :))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 24 ќкт€бр€ 2012 г. 11:02ссылка
–ада, что понравилось. —в€тогорск недалеко от ’арькова и мы иногда ездим туда.  расота неописуема€, а какие там молитвенные службы! ƒуша блаженствует!
—тарника   обратитьс€ по имени ¬торник, 23 ќкт€бр€ 2012 г. 22:43 (ссылка)
—пасибо, очень интересно почитать историю!!!а то была там в школе 3 раза, но тогда было не до экскурсовода)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку