-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в lugrich

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.05.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 11208


ёродивые.  то они?

ѕ€тница, 18 ќкт€бр€ 2013 г. 13:06 + в цитатник

¬с€кий возвышающий себ€ унижен будет, а унижающий себ€ возвыситс€. /
≈вангелие от Ћуки

»з сорока юродивых, прославленных всей ѕравославной ÷ерковью, лишь шесть жили в ¬изантии, остальные — на –уси. —егодн€ известно более четырехсот юродивых, почитаемых в –усской ѕравославной ÷еркви.

»значально юродство как особый вид христианского подвига возник в ¬изантии в 6-м веке, однако наибольшую известность он приобрел в –оссии, начина€ с 14-го века. јпостол ѕавел говорит: «≈сли кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. »бо мудрость мира сего есть безумие пред √осподом». ¬ысочайшей мудростью с христианской точки зрени€ €вл€етс€ не светска€ ученость, а жертвенна€ любовь к Ѕогу и люд€м. » юродивые, будучи Ѕожьими мудрецами, возвыша€сь над этим грешным и по-насто€щему безумным миром своей духовной чистотой, не презирали его, а подобно —пасителю, снисходили до жертвенного служени€ ему.
 Ѕуквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный», но эта «ненормальность», будучи «юродством ’риста ради», призвана подчеркнуть истину, изреченную —пасителем: «÷арство ћое не от мира сего», и граждане этого ÷арства кажутс€ «странными», т.е. странниками в мире сем.
ѕророк »саи€ ходил нагим и босым в течение трех лет, предупрежда€ о предсто€вшем вскоре египетском плене ,пророк »езекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный »ерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Ѕога, на коровьем помЄте.
 ÷елью этих поступков было привлечь внимание окружающих и побудить народ к пока€нию и обращению. ѕророки, указанные в ¬етхом «авете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь врем€ от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам дл€ доведени€ до обывателей воли Ѕожьей. —огласно христианским представлени€м, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличи€.
Ѕезумие Ќового «авета понимаетс€ в духовном смысле, а не в психопатологическом.
"»бо слово о кресте дл€ погибающих юродство есть, а дл€ нас спасаемых - сила Ѕожи€." (1  ор. I, 18). »стинный смысл юродства недоступен разумению "погибающих" - "мудрых по плоти". "»бо написано, - ссылаетс€ ѕавел на пророка »сайю, - погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну". (1  ор. I, 19).
  »з сорока юродивых, прославленных всей ѕравославной ÷ерковью, лишь шесть жили в ¬изантии, остальные — на –уси. —егодн€ известно более четырехсот юродивых, почитаемых в –усской ѕравославной ÷еркви. ѕрактически каждый крупный город –усской земли имел своего юродивого.

 ¬ древнерусских пам€тниках юродивые еще именуютс€ блаженными. ќсобенность этого служени€ состо€ла в том, что юродивые приносили в жертву Ѕогу не только свое имущество и всю свою жизнь, но и высшее дарование Ѕога человеку — разум. ∆ив€ среди общества, юродивые сознательно исключали себ€ из него. ќни терпели упреки в безумии, презрение и поношени€. ќднако в юродстве нет и тени отвержени€ мира. ёродивый, прежде всего, низко ценит внешнюю, суетливую сторону жизни, презирает мелочное угождение себе, боитс€ житейских удобств, богатства, но не презирает человека, не отрывает его от жизни. ¬ XVI веке на –усской земле было много храмов, в которых почивали св€тые мощи прославленных ÷ерковью юродивых. Ќовгород славил св€тых юродивых Ќикола€  очанова (1392), ‘еодора (1392), ћихаила  лопского (1453) и праведного »акова Ѕоровичского (1540). ”стюг – св€тых ѕрокопи€ (1303) и »оанна (1494). –остов – св€тых »сидора (1474) и »оанна (1580). ћосква – блаженных ћаксима (1434), ¬асили€ (1552), »оанна (1589).  алуга – блаженного Ћавренти€ (1515). ѕсков – св€того Ќиколу —аллоса (1576). .
ёродивый ’риста ради все врем€ совершает предосудительные поступки, прикрыва€ свою св€тость, «твор€ похабное». ѕритворно изобража€ какую-либо страсть или порок, он нагл€дно показывает всю гнусность греха. ќн не искренен в этом непотребстве, а лишь насмехаетс€ над ним. ƒл€ тех, кому предназначены такие «отрицательные» уроки, они принос€т больше пользы, чем все наставлени€ и проповеди. ёродивый не боитс€ говорить правду и самому царю. » даже более того — цар€ он обличает и чаще, и суровее, потому что преступлени€ цар€ и заметнее, и ужаснее по своим последстви€м. ќб этом служении юродивых свидетельствуют и воспоминани€ иностранцев-путешественников: «–усский народ особенно чтит юродивых… ќни, подобно пасквил€м, указывают на недостатки знатных и государ€, о которых скажи кто другой, сразу подвергнет себ€ смертельной опасности». ёродивые выступают как обличители произвола, насили€ и корыстолюби€ неправедной власти.
Ќеправда, котора€ торжествует в мире и в государстве, требует ответа христианской совести. » эта совесть выносит свой суд тем свободнее, чем меньше она св€зана с миром. ёродивый, таким образом, выступает как поборник ’ристовой правды в жизни общества и государства.

¬ юродстве есть устремленность к высшей правде, обычно затертой житейской мелочностью. ќт него веет подлинным, религиозным вдохновением, перед которым склон€ютс€ все. ≈го служение миру происходит в своеобразной проповеди, котора€ совершаетс€ не словом и не делом, а силой ƒуха. Ќе каждый способен на такой подвиг. ’риста ради юродивые не образцы дл€ подражани€, а исключени€, которых √осподь избрал —ам нести это нелегкое, но столь необходимое дл€ общества служение.
«емному, тленному свойственно стремление к разложению и упрощению. –ешающий дл€ человека выбор между вечным духовным и временным материальным. “ех, которые вырвались из уз посто€нной заботы о материальной стороне своей жизни, исполнив две главные заповеди – о любви к Ѕогу и ближним, – называют св€тыми. „то это такое – св€тость? Ёто особое состо€ние души и тела, при котором дух господствует над тленной материей. —в€тость про€вл€етс€ в чудотворени€х, прозорливости, исцелении бол€щих. Ќо главное, что еЄ характеризует, – это свойства души, обретшей ещЄ при земной жизни спасение, предсто€щей пред Ѕогом, беспристрастной, безгневной, целомудренной, бескорыстной, милосердной.
ƒл€ тех, кто всей душой стремитс€ к Ѕогу, "житейска€ мудрость" глупа, ничего не стоит. »стинно мудр лишь тот, кто думает о жизни вечной. Ќо возможно ли не заразитьс€"житейской мудростью" возле "мудрецов" мира сего? ѕотому-то и уходили часто из богатых домов, становились юродивыми ’риста ради искавшие путь в ÷арствие Ќебесное.
Ќо Ѕог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Ѕог, чтобы посрамить сильное;
» незнатное мира и уничиженное избрал Ѕог, чтобы упразднить знающее…(1  ор. 1,27-28).
Ќачальный этап особенно т€жЄл дл€ вступивших на путь юродства. “ут необходимо понуждение себ€ к изменению. ¬едь страсти, переданные любому человеку от рождени€, опутывают его. ќсвобождение от них – процесс, подобный т€жЄлой болезни. ¬сЄ, что заставл€ет человека жить на пределе физических и душевных возможностей, на грани жизни и смерти, вынуждает его уповать не на свои личные качества, а на волю Ѕожию. » этим уничтожаетс€ самый главный "нервный" узел страстей – гордость житейска€. ≈сли человек идЄт на такие жертвы сознательно, просвещЄнный познанием »стины, то така€ жизнь заставит его посто€нно молитьс€.   тому же жизни бездомной, бесприютной неизбежно сопутствует пост. ј скудна€ пища утончает и тело, и душу, про€сн€етс€ сознание. » плотский человек приближаетс€ к вечности. ƒуша его претерпевает неизбежные и неотвратимые изменени€. ќн уже пон€л смысл земного быти€, не пребывает в мире житейских иллюзий.

ѕроцесс становлени€ человеческой души, выбор ею пути нравственного движени€ по вертикали вверх или вниз довольно сложен, и длитс€ он не один год, а дес€тилети€, потому что даже вступление подвижника на путь иночества, тем более юродства ради ’риста, – это трудный подвиг.
Ќадо боротьс€ не только с пороками своей души, но и с духами злобы поднебесной, которые с особой жестокостью нападают на юродивых ’риста ради. ј их главное оружие – смирение и терпение. ћолитвой в смирении они укрощали стихийные бедстви€, исцел€ли, предотвращали вторжени€ чужеземных войск.
Ѕесспорно, юродивые ’риста ради – призванные к этому подвигу люди.  ћало желающих идти этим неимоверно трудным путЄм, практически "похоронив" себ€ дл€ "нормальной" человеческой жизни, не име€ крыши над головой, ходить босым по нашим снегам в ветхой одежде, на морозе. ѕочти не спать, не есть. » они были мудрейшими из мудрых мира сего.
Ќе всем дано увидеть за невзрачной внешностью силу духа св€тых людей. Ќо тем не менее многие люди во все века интуитивно чувствовали величие юродствующих ради ’риста. » помощь от них приходила всегда реальна€ и ощутима€. » потому прославл€л и прославл€ет своих угодников наш народ.

 автор : ћари€ ѕронина
–убрики:  ’ристианство
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку