-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в lugrich

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) ÷арство_ улинарии јрт_ алейдоскоп

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.05.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 11081


¬ысота

¬торник, 23 ƒекабр€ 2014 г. 01:34 + в цитатник
 ульт ¬ысоты

—еров ¬.ј. «—троительница»

—оветское искусство, да и вообще - советское мировоззрение, - мировидение - предпочитало большие, светлые пространства. «Ўирока страна мо€ родна€» - это не просто слова, это воспри€тие себ€ во вселенной, а вселенна€ советского человека была, по сути, безграничной. »нтерес мальчишек к географии, который подавалс€ и закрепл€лс€ через образы художественной литературы и игрового кино, давал ощущение ширины, а точнее - широты и долготы, лесов, тундры и тайги, джунглей, пустынь, морей.. Ќо сейчас речь  о высоте, ибо она воспринималась ещЄ более сильно, ещЄ более волнующе, чем даже параллели и меридианы. —оветский человек, во вс€ком случае, тот - эталонно-плакатный, из фильмов и книг - был устремлЄн вверх, к высотам. Ќедаром один из знаковых, как теперь говор€т - культовых фильмов соцреализмовской эпохи так и называетс€ - «¬ысота».

 ульт ¬ысоты

ёрий ѕименов. «ѕервое ма€»

Ёто не просто обыденно-банальный, почти производственный термин монтажника-высотника, это попытка героев стать выше и лучше. Ќе хочешь быть выше? «аставим или отторгнем. ћало быть хорошим работником, надо быть ещЄ и хорошим человеком, заслужить высоту. ¬ысота не терпит фальши, поэтому коллектив, по сути, отвергает малодушного инженера ƒер€бина и циничного работ€гу ’аенко. »нтересный момент - влюблЄнный прораб “окмаков зовЄт ћашу, супругу ƒер€бина, именно на высоту. Ќикакой гнусный адюльтер не состоитс€ - герои слишком чисты дл€ подобного шага. ѕлатонический восторг и - признание в любви, но не к ћаше, а к ¬ысоте, к беспокойной красоте индустриального мира. »ли вот - ’аенко уродует и низводит  атьку, а ѕасечник еЄ «поднимает», и в результате - поднимаетс€ сам. ¬ысота - это устремление к идеалу.

 ульт ¬ысоты

≈вгений Ћансере-младший. Ёскиз плафона

Ќебо - одна из важнейших тем в искусстве, в науке, в...мечтах. Ќачина€ от «летающих городов» √еорги€  рутикова и «—атурни€» ¬иктора  алмыкова, заканчива€ прорывом √агарина и бесконечным, многократно повтор€ющимс€ небом-«обманкой» на станци€х московского метро. —оветский человек любил небо, обожал своих сталинских соколов, первым вышел в  осмос. ƒаже под землЄй советский человек должен был ощущать высоту. Ќа станции «ќкт€брьска€-кольцева€» есть удивительный, почти мистический «ложный выход» - с небесно-голубой подсветкой. Ќебо есть даже там, где его нет... ѕочти сакральное отношение к высоте прослеживаетс€ даже в творчестве художников - посмотрите на картину √еорги€ —ател€.

 ульт ¬ысоты

√еоргий —атель «Ќа строительстве гостиницы '”краина'»

—озидание коринфской капители на такой запредельной верхотуре, где все эти каменные листь€ аканта - родом из глубокой древности - никто никогда и не увидит! ¬ расчЄте на кого эти служители ¬ысоты создают антично-ренессансную красоту, дл€ какого ¬ысшего «рител€? »ли эти пролетарские венеры ёри€ ѕименова? ћы снова видим капитель, высоту и - красное знам€. ƒл€ кого? ƒл€ самой ¬ысоты, как дл€ некоего верховного божества советского человека? ¬ысота принимает, высота может отвергать и низвергать.

 ульт ¬ысоты

Ќебо-обманка. Ћожный выход на станции «ќкт€брьска€»

ѕодн€тьс€ к ней - стать лучше, сильнее, добрее, смелее... —литьс€ с высотой - как слитьс€ с абсолютом, самому стать ¬ысотой и по сути - ¬ечностью. Ќебо, лЄтчик, сталинские высотки - высотки, как символ прорыва. —равните названи€ - небоскрЄб, skyscraper - скребущий небо. » - высотка, нечто, устремлЄнное ввысь. Ќе скрести небо, а идти к нему. Ќа фоне синевы «летают» спортсмены ƒейнеки и —амохвалова, они точно пар€т в воздухе. ¬верх устремл€етс€ ƒворец —оветов, который иной раз называют ¬авилонской башней —талина, но по сути это была попытка создать новую форму культа - культа ¬ысоты. ¬прочем, —оветска€ ¬ласть в своЄм мнимом богоборчестве, предлагала человеку вовсе не материалистический, земной атеизм, а попросту называла...правильные вещи иными именами. ƒвор€нскую культуру служени€ и чести именовали пролетарским сознанием, а адаптированный, препарированный классицизм - социалистическим реализмом... „еловек религиозный смотрит в небо, готические соборы устремл€ютс€ всеми своими стройными лини€ми к высоте. —оветский человек был об€зан пройти путь наверх. Ќе по карьерно-материальной лестнице, а по ступен€м самосовершенствовани€.

 ульт ¬ысоты

јлександр ƒейнека. «ћосковский пейзаж»

»злюбленна€ тема - —олнце. —оветское искусство нарочито солнечно и €рко. ќно не терпит уныни€, депрессии, темноты. ќно чисто и празднично, как солнечный день. ¬ этой св€зи примечательна картина  онстантина ёона «”тро индустриальной ћосквы». ћы снова видим высоту, вернее смотрим на людей и московские здани€ с интересной точки... ћорозна€ свежесть утра, встреча —олнца, громадный город - заводы, фабричные трубы, громады пробуждаюшихс€ кварталов, и - силуэты церквей. ќбращение к —олнцу в песн€х: «Ќу-ка, солнце, €рче брызни, золотыми лучами обжигай! Ёй, товарищ! Ѕольше жизни...!». ∆изнь, как антипод не только смерти, но и уныни€, ночи, темноты. —оветское искусство не любило ночь. Ќочь пассивна, день - активен. Ќочь - излюбленый мотив декаданса. Ёто - не только сон, это ещЄ и страсти, тайны, печаль, минор. ƒень - это работа. “рудо-день. „еловек, встающий вместе с —олнцем, всегда противопоставлен ленивцу, который спит до полудн€, а ложитс€ за полночь. —олнечные аполлоны радостно созидают, а потом - лов€т м€чи, нос€т на руках светлых венер, устремл€ютс€ на высоту и поклон€ютс€ ей. ј кто выше иных? ЋЄтчики, а потом и космонавты - высша€ каста. ќни соприкасаютс€ с ¬ысотой, говор€т с нею, она их принимает.

 ульт ¬ысоты

 онстантин ёон. «”тро индустриальной ћосквы»

¬ детском фантастическом фильме «ћосква -  ассиопе€» звучит песн€ со словами: «я возьму этот большой мир, каждый день, каждый его час. ≈сли что-то € забуду, вр€д ли звезды примут нас...». » тут - ¬ысота может прин€ть, а может отвергнуть. ¬ песне есть и другие слова, тоже весьма показательные: «Ќочь прошла, будто прошла боль...». ¬ кадре - подростки, выбравшие путь служени€, путь  осмоса. ¬ этом фильме тема Ќеба звучит посто€нно. ѕомните, у них на корабле есть модели реальности - мор€, леса, дома? Ќо это - всего лишь смоделированное пространство. «Ќе ходи далеко, а то упрЄшьс€ в небо...». »ли странна€, на первый взгл€д, тема каменной руки с указующим перстом. –азумеетс€, перст всегда обращЄн к небу. “ам можно отыскать »стину.  стати, даже в «Ќезнайке на Ћуне» присутствует тема —олнца, неба и высоты. Ќезнайка испытывает тоску именно по небу, которого нет у жителей Ћуны, загнанных, по сути, под землю, точнее под Ћуну. ѕричЄм, отсутствие привычного —олнышка (sic) герой начинает осознавать только, очутившись в своЄм родном социуме, среди «найки, ѕилюлькина, ¬интика-Ўпунтика... Ѕор€сь за элементарное существование, Ќезнайка ни разу не посмотрел наверх!  ол€ √ерсамов - культовый персонаж нашего детства - тоже знакомитс€ с ѕрекрасным ƒалЄко, пролета€ над ћосквой на флаере. ¬ другом фильме - «„ерез тернии - к звЄздам» земл€не (точнее, советские космонавты!), помогают гуманоидам с планеты ƒесса увидеть €сное и чистое небо...

 ульт ¬ысоты

Ќебо-обманка. ѕотолок станции метро «ћа€ковска€»

Ћюд€м, стрем€щимс€ к ¬ысоте, противопоставл€етс€ персонаж, типа  орейко - он с юных лет мечтал найти кошелЄк и потому посто€нно смотрел себе под ноги. Ќо не только он, и даже, наверное, не столько.  огда советский человек перестал смотреть в небо, а прин€лс€ всЄ чаще загл€дывать в бегающие глазки знакомого товароведа (на предмет отоваривани€ колбасоджинсами), то возник феномен «ѕолЄтов во сне и на€ву». ѕомните? √ерой хочет летать, а нечем. ј некуда. ј незачем. “оска, отупение, осенний марафон - уже из другого фильма, но - в никуда. Ѕесконечна€ осень с вечным, унылым дождЄм. «ачем вам небо и —олнце, если вам всЄ это больше не нужно?... ј потом была разрушительна€ ѕерестройка и кромешные-дев€ностые. Ћюди, отвернувшиес€ от ¬ысоты, получили пинок от самой жизни. —ейчас мы живЄм в эпоху, когда происходит пересмотр и осознание того, от чего мы все отказались. —оветское - в моде. ѕотребительство, как и его самое инфантильное порождение - гламур, постепенно надоедают даже его адептам. ѕрин€ть звЄзды и перестать быть рабами дешЄвого фастфуда - в наших силах. —оветское было прекрасным, но оно было. ≈го надо вз€ть с собой в гр€дущее. Ќадо жить —егодн€ дл€ Ѕудущего и любить прекрасное ¬чера, показавшее всему миру ту самую ¬ысоту.
 

 ульт ¬ысоты

—ерафима –€нгина. «¬сЄ выше!» 1934 год

—ери€ сообщений "CCC–":
„асть 1 - »мена в ———–!!!
„асть 2 - 7 самых огромных и заброшеных обьектов бывшего ———–
...
„асть 15 - ‘ото —оветской ћосквы
„асть 16 - Ѕитва идей 1937: всемирна€ выставка в ѕариже,
„асть 17 - ¬ысота
„асть 18 - ’очу в ———–!
„асть 19 - —ƒ≈ЋјЌќ ¬ ———–! ёмор
...
„асть 21 - 10 вещей из советского прошлого
„асть 22 - ќ рабском существовании детей в ———–...
„асть 23 -  ак это было: Ќовый год в ———–

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



Kirgala   обратитьс€ по имени ¬торник, 23 ƒекабр€ 2014 г. 11:29 (ссылка)
Ќо все же прославл€ли человека труда, его целеустремленность и мастерство.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку