-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в lugrich

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.05.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 11212


ѕочему ¬енера ћилосска€ без рук?

ѕ€тница, 12 јпрел€ 2019 г. 08:55 + в цитатник

Ѕез рук, без документов, но зато с кучей легенд — как французы нашли статую ¬енеры ћилосской и сделали ее культовой.

 то и зачем оторвал руки статуе ¬енеры ћилосской

Ќа сегодн€шний день -  это одна из самых узнаваемых скульптур во всем мире. ƒвухметрова€ фигура женщины, торс которой обнажен, а бедра и ноги скрыты под упавшим оде€нием. —читаетс€, что это изображение древнегреческой богини любви, но обычно ее называют римским именем ¬енера. √лавна€ ее примета — отсутствие рук, но именно эта деталь сделала ¬енеру, найденную 8 апрел€ 1820 года на греческом острове ћилос, легендой.

»стори€ находки

—трого говор€, даже дата (то есть 8 апрел€ 1820 года) подвергаетс€ сомнению, но именно она €вл€етс€, так сказать, общеприн€той. ѕо мнению исследователей, именно в этот день кресть€нин …оргос  ентротас с ћилоса рылс€ в руинах древнего города и откопал там разделенную на две части статую ¬енеры.

Ќемецко-американский ученый ѕол  арус считал, что эпохальное открытие было сделано в феврале 1820 года …оргосом Ѕоттонисом и его сыном јнтонио в руинах древнего театра. ¬прочем, не исключено, что  арус (он жил во второй половине XIX века) просто слишком доверилс€ поздним свидетельствам.

ѕо мнению австралийского историка Ёдварда ƒуикера (Edward Duyker), статую нашел некий “еодорос  ендротас. ƒуикер ссылаетс€ на архивное письмо французского консула на ћилосе Ћуи Ѕреста, написанное, впрочем, лет через сорок после событий. ѕравда, …оргос в этой версии тоже присутствует: это сын “еодороса, который позже требовал у французского консула вознаграждение за находку.
 

ƒополнительные детали


¬ общеприн€той на сегодн€ версии присутствуют и некоторые обсто€тельства, которые сомнению не подвергаютс€. Ќапример, свидетелем кресть€нских раскопок был французский мор€к с корабл€ «Ёстафетт» ќливье ¬утье, который сразу опознал в статуе шедевр из шедевров и доложил о находке своему капитану. “от написал генеральному консулу ‘ранции в —мирне, в переписку вступил еще и Ћуи Ѕрест. ¬ конце концов дело доходит до посла ‘ранции в —тамбуле маркиза де –ивьера и тот решает, что ¬енеру все же стоит купить.

¬ конце ма€ за покупкой отправили тот же «Ёстафетт», который оказалс€ под рукой. ѕравда, когда этот корабль прибыл на ћилос, вы€снилось, что турки уже все решили за французов и даже погрузили статую на корабль (иногда уточн€етс€: на русский корабль), чтобы отвезти ее в —тамбул. ќтправленному с важной миссией секретарю посольства виконту ћарселлу потребовалс€ весь его дипломатический талант: он два дн€ уговаривал турков отдать статую ему. », что удивительно, уговорил: ¬енера оказалась на французском корабле.

«Ёстафетт» плавал по ¬осточному —редиземноморью еще несколько мес€цев, потом ¬енеру забрал себе маркиз де –ивьер, который как раз возвращалс€ на родину. Ёкс-посол на обратном пути еще раз зашел на ћилос и забрал пару недостающих обломков. “олько в феврале ценна€ стату€ попала в ѕариж, де –ивьер подарил ее Ћюдовику XVIII, а король передал в коллекцию Ћувра.
 

 уда делись руки ¬енеры?


ќфициально считаетс€, что рук у найденной в земле ћилоса статуи не было изначально. “от же ƒуикер упоминает фрагменты левой руки ¬енеры, один из которых представл€л собой кисть с €блоком: это, кстати, дало некоторым исследовател€м повод за€вить, что ¬енера изображена в момент суда ѕариса. „то за загадочные «мраморные фрагменты» забирал с ћилоса де –ивьер, неизвестно.

¬прочем, чем меньше данных, тем больше догадок. ¬ реконструкци€х богиню делают пр€хой, в руки ей дают зеркало или ее располагают по соседству с богом войны ћарсом (или јресом, поскольку речь о ƒревней √реции), указыва€ на то, что это могла быть парна€ скульптура. Ќекоторые вообще считают, что это не ¬енера, а богин€ победы Ќика.

—амой романтической, безусловно, €вл€етс€ верси€ о том, что руки ¬енере оторвали французские мор€ки, которые боролись за обладание статуей с местными турками в порту ћилоса.   сожалению, никакими документами она не подтверждаетс€. ¬первые об этом стало известно в 1874 году со слов лейтенанта с французского судна. Ќо это судно во врем€ «борьбы за ¬енеру» на ћилосе находилось в „Єрном море.
 

ѕуть к славе


—ледует отметить, что ¬енеру ћилосскую нашли весьма воврем€. ¬ 1815 году окончательно свергли Ќаполеона I Ѕонапарта, и ‘ранции пришлось возвращать многие награбленные им за годы завоеваний сокровища. Ќапример, вернулась в »талию ¬енера ћедицейска€, которую тогда считали лучшим образцом древнегреческой скульптуры. ‘ранцузы переживали эту потерю очень т€жело.

» вдруг судьба в лице мор€ков и дипломатов подарила ‘ранции новую и уже полностью свою ¬енеру. –азвернулась насто€ща€ пиар-кампани€ по прославлению статуи из ћилоса, котора€, разумеетс€, не могла не принести плоды. ”же к концу XIX века французска€ стату€ затмила свою сестру из галереи ”ффици.  ритика –енуара ничего изменить не могла.

¬енера сразу же после попадани€ во ‘ранцию начала обрастать многочисленными мифами. ѕостарались в этом все причастные к находке, и каждый из них, естественно, вып€чивал свои заслуги. ќтносительно бесстрастно написаны воспоминани€ офицера (и ботаника по призванию) ƒюмона д ёрвил€, который был одним из первых исследователей статуи, но и в них нет многих подробностей обсто€тельств находки.

ѕервое врем€ ¬енеру с ћилоса вообще воспринимали как одну из работ ѕраксител€ и относили к классической эпохе (480?323 до н. э.).

ѕричем статую вроде бы нашли с постаментом, на котором было выбито им€ насто€щего автора, јгесандра (или јлександра) из јнтиохии, который работал между 130 и 100 годами до н.э. ¬прочем, этот постамент потер€ли, кажетс€, еще при перевозке во ‘ранцию.
¬енера ћилосска€ пережила многое. ќна могла погибнуть во врем€ ѕарижской коммуны в 1871 году, когда общественные здани€ горели одно за другим. —татую тогда пр€тали в подвале префектуры полиции, которое сгорело. Ќо ¬енера уцелела. ¬ 1939 году ее вместе с другими сокровищами Ћувра вывезли из ѕарижа и всю войну скрывали в замке ¬алансе. —ейчас она занимает почетное и специально обустроенное место в Ћувре, привлека€ толпы посетителей, которым хочетс€ убедитьс€, что рук у нее по-прежнему нет.

ћетки:  



Domro4ka   обратитьс€ по имени ¬торник, 19 Ќо€бр€ 2019 г. 09:51 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку